В наше современное время мы можем найти баню практически везде – сауны в Финляндии, хамамы в Турции, афуры в Японии, темоскаль-бани в Америке, сакские бани в Казахстане. И русская баня в настоящее время становится трендом и постепенно захватывает весь мир, растекаясь по самым разным странам. Ведь в стереотипах о России среди медведей, водки и Большого Театра также есть и русская баня, потому что наша банная культура очень глубоко проросла из глубины веков. И там, где позволяют климатические условия (схожи с русскими), русская баня великолепно приживается.
Если обратиться к историческим и географическим корням банных процедур, то обнаружится, что они наблюдаются практически в любой стране и точке нашей огромной планеты. Самые первые упоминания о банных процедурах и о бане как таковой хранятся в ведических писаниях, написанных на санскрите около 5000-6000 лет назад. Там они называются «сведана-процедуры», («сведа» - прогревание, пропотевание тела человека) и имеют в своем составе около 30 описанных процедур. Ведь раньше не было больниц, санаториев, SPA-салонов и поликлиник, из доступных людям целительных средств баня играла большое значение.
Кстати говоря, на острове Веры (который является жреческим, поскольку здесь проводились самые разные обряды), расположенном на озере Тургояк, археологами был найден объект, которому несколько тысяч лет и объяснить его ничем другим, кроме как баней, не представляется возможным. Совершенно точно, что эта постройка была возведена до нашей эры и, возможно, даже до потопа («допотопная» баня).
Из римских термов пошло выражение «как ты потеешь?». Этот вопрос задавали вместо привычного нам «как дела?», ведь если человек хорошо потеет, значит он крепок и здоров. В этих термах люди не только оздоравливались и отдыхали, но и решали государственные вопросы. И ради справедливости нужно отметить, что сейчас до сих пор многие вопросы государственного и коммерческого характера решаются именно в бане.
Исторически русская баня - это место, в котором и рождаются, и уходят из жизни, и исцеляются, а также именно в бане проводятся любые обряды, связанные с переходом в новую вежу - чтобы человек стал вежественный в новом мире. Например, если девка заневестилась, то её надо провести через этот обряд, то есть перевести из одной ипостаси в другую. Юноша переходит в жениха, а затем в мужа. Мальчишник также традиционно делается в бане (правда на истинный мальчишник женщины не вхожи согласно русским традициям).
Прежде чем говорить о постройке бани, давайте вспомним, что люди селились чаще всего у воды (практически всегда на берегу реки), а река время от времени разливается. И баню ставили непосредственно рядом с водой - это как пожаробезопасно, так и располагается подальше от огорода. И чтобы баню не затапливало, ее нужно было поставить на шесты. Русский народ умный, но ленивый, поэтому вместо вкапывания шестов люди находили два-три дерева, стоящих рядом, срезали их и в результате оставались укорененные и очень крепкие столбы, на которые уже ставился сруб, а в внутрь сруба уже вставлялась каменная печка и другая необходимая закладка. И дальше в этой баньке какая-нибудь местная бабушка начинала потихонечку заниматься целительством и фактически получался медицинский центр для всей деревни. Если вспомнить сказку, где пришел красавец к такой бабушке, и на её вопросы он ей отвечает «ты меня сначала покорми, попои, и в баньку отведи. В баньке помой, спать уложи, а только потом уже и поговорим». Так что любой пришлый в деревню всегда проходил сначала через боль, чтобы очиститься и только потом уже вступать в разговор. И сидит эта бабушка в этой избушке, а у избушки корни подмыло и торчат они внизу во все стороны, как лапищи, отсюда и родилось название «избушка на курьих ножках». А кроме этого, существуют виброакустические процедуры (когда нужно прокричать, пробить, на высокой частоте пройти) и когда бабушка делает что-нибудь похожее, то конечно это слышит вся деревня и называет её «баба Яга». Но это, конечно, только одна из версий сложения этой сказки. Но тем не менее важно именно то, что именно в бане проводились и проводятся до сих пор такие обряды для исправления, оздоровления, исцеления, ведь каждый раз, когда гость идет в баню, каждый раз это новый новый обряд. А что такое обряд? Это облечение голой истины в красивую оболочку. Если, например, нужно прогреть сустав, то это голое действие, облекаемое в плавные помахивания веником, напевание песен, парение, во внешний вид самого парильщика, одетого в русские одежды, в зажжение свечи и чистки пространства бани над водою, и таким образом это все обрелась в целую форму, определилось, превратилось в сакральное действие. Это важно, потому что зачастую что нельзя человеку говорить серьезные вещи напрямую, поскольку это может сделать очень больно его душе, ведь иногда мы цепляем очень болезненные вещи, которые гораздо экологичнее донести в обряде, шоу, либо на примере совершенно другого человека. То есть баня это не просто SPA-процедура, состоящая из каких-то действий чисто физической направленности, это всегда игра и соответствующие атрибуты (самовар на столе, берестяные кружки, шарм банщика, особенный подход к каждому гостю) и именно это, на мой взгляд, и есть традиция, такой подход, который позволяет человеку расслабиться, освободиться от напряжения, отдохнуть после рабочего дня и недели, чтобы он вышел из бани наполненный силой. И огромное количество задач можно решить внутри бани, и хороший парильщик всегда сможет считать с гостя, понять, что ему требуется и найти новый обряд для конкретно для этого человека в этой ситуации. И таким образом гость получает только его собственный, новый обряд. А для парильщика каждый раз новый обряд – это новый творческий процесс, который в корне отличается от потокового подхода к каждому (15 раз вправо, 10 раз влево, четыре раза бедрам, пять раз, по пяткам и так далее). И если вы не будете творить, вы превратитесь в робота, отрабатывая одни и те же движения на сотнях и тысячах человек. Поэтому творите! В бане важно творить и когда вы туда приходите, вы не один, там есть с кем творить, там есть целое сообщество друзей, которые помогут направить, наставить на путь истинный. И еще один ключевой момент настоящего парильщика заключается в том, что важно воспринимать каждого гостя как дитятко, маленького ребенка бесполого, которому нужно подарить свою любовь как дар. Недопустимо вожделение и все сопутствующие этому мысли. И только в этом случае гость доверяется тебе и идет к тебе, только в этом случае ты можешь целить его (т.е. сделать цельным из разрозненных, разбитых частиц) и сделать цельным вновь. И именно за этим по большому счету и идут в баню, это очень глубокая традиция, так было издревле на Руси и до сих пор продолжается в русской бане. Курсы и тренинги Академии банного дела банного союза сочетают в себе обучение как технике парения, так и процессу творчества в творении обряда и его создании, обучение считыванию гостя для понимания его чаяний, текущих сложностей и задачек. Все это разбито на базовый курс, необходимый каждому, и соответствующие спецкурсы, каждый из которых углубленно раскрывает одну отдельную тему (например, работа со скребками, работа в скрутках и растяжках, мальчишники и девичники в бане и т.д.). И в любом случае никаким обучением невозможно охватить совершенно всё, это вечное творчество и вечный путь к достижению цели. И заходя в парную, всегда ставьте цель, которую никогда не достигнете, потому что все остальные мелкие цели на пути станут легко достижимыми походя, и весь процесс пойдет легко и просто.
#иван бояринцев #баня #русская баня #парение #пармастер #банщик #банщики #парильщик
Больше интересных статей здесь: Дача.
Источник статьи: Баня - это традиция.