Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

Добрый день, уважаемые гости!

Немногие знают, что большинство старинных сооружений построено вопреки правильным геометрическим формам. Стены зданий имеют отклонение от вертикальной оси, фронтоны завалены, узкие у основания колонны утолщаются посередине, а ступени, которые должны располагаться горизонтально — специально делаются выпуклыми.

К примеру, колокольня при кафедральном соборе Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1359 г.) имеет ширину в верхней части сооружения на несколько метров больше, чем у основания. Если посмотреть на строение, то оно напоминает перевернутую трапецию вместо правильного четырехугольника с прямыми углами. Вертикальные стены завалены от вертикали на несколько градусов.

Несмотря на это, колокольня стоит уже 660 лет без намека на разрушение конструкции.

Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

Или взять колонны храма Афины в Пестуме, который был возведен в VI веке до н.э. Здесь, в центральной части заметно утолщены колонны, а в верхней части они сильно заужены. Более того, все колонны еще наклонены внутрь.

Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

Если взглянуть на ступени Парфенона, то они фактически изогнуты (выпуклы), а центральная часть балки, находящейся на колоннах, заужена в отличие от ее концов.

Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

Примеров с отклонением стен превеликое множество, к примеру Троицкий Собор в Троице-Сергиевой лавре или Колокольня Ивана Великого, стены всех этих строений отклоняются от вертикальной оси и сужаются кверху, напоминая конус: верхняя часть сильно заужена в отличие от основания.

Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

Почему заваливали вертикаль и проектировали криволинейные формы?

Ответ кроется в правилах перспективы и правилах оптических иллюзий, поскольку с изменением расстояний искажаются и размеры предметов. Еще древние наши предки заметили, что горизонтальные и вертикальные линии при достаточной их длине (со стороны смотрящего) не параллельны. Именно поэтому, соборы возвышаясь утончались, чтобы визуально казаться выше.

Чтобы колонны для наблюдателя не расходились, их специально наклоняли внутрь, а чтобы они казались ровными с точки наблюдения (с которой смотрит человек), их в центральной части делали толще. Зауженная же часть производила впечатление, что потолок выше, чем на самом деле.

Как построено:

Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

Как видит наблюдатель:

Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

Что касается горизонтальных длинных линий и просторных площадей, то их специально делали выпуклыми, тогда это устраняло оптическую иллюзию продавленного пола и горизонтальные линии выглядели идеально ровными. Другими словами, все длинные горизонтальные линии заменялись кривыми.

А вот Колокольня Джотто, которую я приводил в пример в самом начале статьи, построена по законам обратной перспективы.

Обратите внимание: Зачем переплачивать за готовый капельный полив, если его можно сделать из любого шланга? Жаль, что не догадался раньше. Фото.

Верхняя часть ее специально расширена таким образом, чтобы снизу у наблюдателя складывалось впечатление, что сооружение имеет правильную геометрическую форму. Колокольня при обзоре снизу и с удалением башни от глаз не уменьшается в размерах.

Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?

На самом же деле, в мире очень много старинных сооружений, при строительстве которых уделялось огромное значение внешнему виду с учетом оптических иллюзий и перспективы. Те элементы, которые уменьшает перспектива, архитекторы намеренно делали больше и несмотря на фактическую криволинейность, воображение человека рисовало верные соотношения.

А почему на выставках и в музеях картины висят под углом? Устранение эффекта перспективы! Греки таким же приемом добивались подобного визуального эффекта и большинство строений имело нависающий вперед фронтон, отклоненный от вертикальной оси. Если присмотреться, то кажется, что он как будто бы падает на смотрящего. Если же смотреть на фронтоны современных зданий, то кажется, что они завалены в глубину дома.

Конечно же, строители в те времена уж точно были не хуже, просто раньше большинство зданий изначально проектировалось с криволинейными геометрическими формами исключительно, чтобы создать видимость правильных соотношений!

Почему сейчас так не проектируют и не строят?

Ответ очень прост. В наши дни, эти визуальные приемы расцениваются негативно из-за того, что создают мнимую гармонию и с различных углов обзора здания действительно могут казаться несуразными, поскольку всегда найдется та точка, в которой наблюдатель увидит обман.

Во-вторых, строительство по такой технологии крайне неудобно, поскольку помимо длины, ширины и высоты здания появляется еще одно измерение — измерение перспективы. Очень усложняется процесс не только проектирования, но и самого строительства: нужно отходить от вертикали и постоянно контролировать наклоны и углы. А так как усложняется процесс, соответственно появляются и доп.затраты.

А на этом всё, надеюсь, Вам было интересно!

Спасибо за внимание и буду очень благодарен за подписку на мой канал!

Больше здесь: Строим.

Источник статьи: Почему раньше специально строили криво и заваливали вертикаль?.