"А ну-ка, растяпы, берегитесь!" - раздался зычный голос, и из окна хлынул вонючий водопад. Прохожие шарахались, ругались, как оглашенные, и натыкались друг на друга. Бородатый русский купец, приехавший в Ганзейский город по своим делам, невольно зажал себе нос: такого смрада он еще не видал, даже на скотном дворе.
Так выглядит типичный образ средневекового города в образах писателей и авторов школьных учебников. Узкие грязные улочки, сжатые крепостными стенами, рыцари, трижды купавшиеся за свою жизнь - в момент крещения, перед посвящением в рыцари и перед похоронами.
Благородные дамы, носившие под платьями ловушки для блох, и угрюмые монахи, проповедовавшие чистоту как смертный грех. Но так ли это было на самом деле?
"Иди ты в баню!"
«Нюрнберг — богатый город, в нем много фонтанов и четырнадцать общественных бань», — говорится в средневековом рассказе о путешествиях. В то время бани были не только местом для купания, но и центром приятных встреч. Здесь они обменивались последними новостями и слухами, пили молодое вино, танцевали и даже играли в мяч.
Особенно любили бани одинокие мужчины, зная, что здесь работают не только мужчины-банщики, но и массажистки с миловидными лицами и нежными руками. Красивые спасатели были одеты в тонкие льняные рубашки, которые не скрывали их соблазнительных форм, не стеснялись поцелуев и не стеснялись бесплатных шуток.
А за дополнительную плату девушка могла приготовить пахнущую ароматными травами постель для отдыха после парной. Словом, недаром католическая церковь осуждала обычай купания в банях и смотрела на них, как на оазис разврата!
Банька по-монастырски
Сами монахи купались в рубахах, чтобы не соблазниться видом обнаженного тела, и непременно в компании двух-трех братьев, смотрящих друг на друга. Одни монастырские грамоты предписывали посещать баню каждый месяц, другие - несколько раз в год. И только больным разрешалось мыться сколько угодно, не для телесных удовольствий, а для здоровья.
Кроме того, немецким студентам, приравненным к духовенству, разрешалось посещать баню только два раза в год. Стоит надеяться, что несчастные школьники плескались в бочке или ванне, а в жаркую погоду плескались в ближайшей реке, как и все обычные горожане.
"Прекратить разврат!"
Но откуда взялось представление о грязном средневековье? Все изменила великая чума 14 века, уничтожившая цветущие города. Средневековые правители не знали о микробах и бактериях, но видели, что зараза распространяется в людных местах, и велели: «Бани закрыть!"
Кроме того, к концу Средневековья европейцам удалось уничтожить леса, необходимые для отопления, эксплуатировать кузницы и мастерские, строить корабли и так далее. Густые леса сохранились только в скандинавских странах, Польше и неизменной любви России к баням.
А когда Колумб и другие великие путешественники привезли из Нового Света нехорошую болезнь, бань, которые ассоциировались с развратом, стали бояться как огня. Кроме того, ученые мужи выдвинули теорию о болезнетворных миазмах — ядовитых испарениях, отравляющих воздух.
Миазмы проникали в организм через расширенные поры и «путешествовали» вместе со сквозняками. Как лучше не заболеть? Конечно же, как можно меньше мыться, а чтобы не обросли грязью, протирать тело ароматным уксусом и переодеваться.
Вот почему в эпоху мушкетеров в Европе было принято, чтобы богатые люди меняли рубашки несколько раз в день и поливали их духами. А Петр Великий, побывавший в Париже почти столетие спустя, предсказывал, что великий город умрет от смрада, хотя этого не произошло.
Как вы думаете, наши потомки будут думать, что мы пренебрегали гигиеной? Ведь сегодня даже недавний обычай ходить в баню раз в неделю считается верхом праздности!
Ставьте «лайк», обязательно подпишитесь на наш канал и поделитесь своим мнением в комментариях, а самой статьей – с друзьями и товарищами.
Больше интересных статей здесь: Баня.
Источник статьи: "А ну, растяпы, берегись.