Добровольная посадка в тюрьму

Старший лейтенант Тарасов Виктор Григорьевич

«Чем умный отличается от мудрого?» – спросили у Раневской. «Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает!» – ответила она.

Назначенный командиром экипажа после 10 лет полетов в качестве летчика-штурмана на вертолете Ми-4 я был, очевидно, с целью проверки на зрелость, направлен на обеспечение оперативной группы по уборке урожая, базировавшейся в Тихорецке.

По прибытию в штаб оперативной группы по уборке урожая представился начальнику оперативной группы (ОГ) полковнику Краснову: «Товарищ полковник, экипаж вертолета Ми-4 прибыл в Ваше распоряжение!».

С первого же взгляда на начальника в моем мозгу сразу возник образ типичного «красного командира», имеется в виду – пехотинца с красными погонами. За десять лет службы в Таманской мотострелковой дивизии я видел в реальном деле многих военачальников. Но пехотинцы довольно сильно отличались по типу поведения, например, от танкистов, особенно – от артиллеристов или саперов.

Тем более его фамилия – полковник Краснов – сразу ассоциировалась со всем известным атаманом Красновым – довольно одиозной фигурой времен Гражданской войны (а собственно, так его и звали между собой подчиненные).

После небольшой паузы полковник произнес: «Значит, прибыл в мое распоряжение, старший лейтенант! Ну, так слушай мои указания! Летать будешь по маршрутам и на высотах, которые я вам укажу. Это ясно? А то вы черт знает где летаете, а я потом за вас должен отвечать!»

Но я же командир экипажа вертолета, мне тоже хотелось продемонстрировать свои летные права и защитить себя от ретивого командира: «Никак нет, товарищ полковник! Летать я буду по тем маршрутам и производить посадку на тех точках, которые мне укажет диспетчерская служба аэродрома. И, соответственно, на тех высотах, которые разрешит командный пункт аэродрома, откуда и куда я буду вылетать!».

Это уже пахло конфликтом. Но полковник Краснов, немного помолчав, произнес: «Ну, это мы еще посмотрим!».

И начались будни, связанные с полетами по точкам, где базировались батальоны по уборке урожая.

В качестве справки: оперативной группе были подчинены несколько батальонов по 500 машин в каждом с двойным составом водителей (1000 чел.), предназначенные оказывать действенную помощь колхозам и совхозам в вывозе урожая зерна (пшеница, рожь, просо, кукуруза) – летом, а осенью – сахарную свеклу.

Вот оперативная группа во главе с полковником Красновым и отвечала за весь подчиненный личный состав и результаты его работы, и за тесное взаимодействие с местными городскими властями.

Лето в Краснодарском крае было очень жаркое: температура воздуха колебалась в промежутке 42-45 градусов. А в грузовой кабине стоящего под раскаленным солнцем вертолета достигала и 75-80 градусов.

В пилотской кабине мы могли приоткрывать входные двери, создавая небольшую щель, чтобы отсасывался горячий воздух, но тогда к нам начинал поступать в кабину раскаленный воздух из грузовой кабины, и мы четко понимали, как там пассажирам тяжело.

Правда, полковник Краснов проявил к нам сочувствие и разрешил пилотам раздеваться до трусов. А когда его подчиненные попросили тоже раздеться, то он возмущенно заявил: «Они – летчики, а вы военнослужащие, и должны быть при погонах!», на этом поставив точку в обсуждении проблемы жары.

Поэтому, когда полковник просил приземлиться около пруда или озера, я не стал ему отказывать в такой малой просьбе, тем более нам тоже хотелось освежиться.

Иногда приходилось садиться несколько раз, ведь особого охлаждения вода не приносила, в пруду вода лишь градусов на десять отличалась от температуры воздуха, но смыть пот тоже было очень приятно.

Короче, мы пошли на поводу у начальника, так как его желания совпадали с нашими собственными. Поэтому, когда мы, возвращаясь с очередной проверки результатов деятельности батальонов, пролетали над огромной бахчой с арбузами, полковник Краснов попросил нас произвести посадку там, чтобы попробовать арбузов.

Я увидел временное укрытие от солнца и дождя, понял, что там находится охрана бахчи и выбрал место для посадки, чтобы не нанести урон урожаю арбузов. Даже с высоты полета было видно, какие это были крупные арбузы.

Пока мы охлаждали двигатель и выключали его, то увидели, что к нам приближаются двое охранников.

Первое, что меня насторожило, что униформа у этих охранников какая-то довольно странная. А когда я услышал их обращение к полковнику Краснову: «Гражданин начальник!», возникла некоторая внутренняя тревога. Я сразу же дал команду бортовому технику открыть капоты и для виду поковыряться в двигателе.

Полковник со своими сопровождающими и охранниками ушел к временному сооружению, где, очевидно, они ночевали, и прислали за нами одного из охранников.

Обратите внимание: Весенние заботы садовода Что надо знать, чтобы вашим посадкам было комфортно.

Около кибитки, или скорее – большого шалаша, стоял стол, и на нем уже другой охранник взрезал большой красный арбуз.

Я понял, что до Краснова тоже дошло, что мы имеем дело с заключенными, так как они через слово добавляли: «Гражданин начальник!».

Полковник Краснов уже напрямую спросил, кто они. Охранники заявили, что они заключенные, а бахча расположена на территории тюрьмы. Краснов поинтересовался, а как же они без охраны несут службу: «Вы ведь можете сбежать отсюда домой, разве не так?».

Они рассмеялись: «Да нет, сбегать нам нет никакого смысла, ведь мы шоферы-аварийщики. Нам дали по 2-3 года принудительных работ за совершенные аварии, а если мы сбежим, то нам добавят еще лет по пять, как минимум, а нас семьи дома ждут!».

Полакомились арбузами, пора и честь знать! Только мы поднялись из-за стола, поблагодарив охранников, как видим – к нам на большой скорости в облаке пыли буквально летит «ГАЗ-66».

Из него выскакивают двое при погонах начальника и сразу быка за рога: «Кто такие? Предъявите документы! Что вы тут делаете на территории тюрьмы?!».

Полковник Краснов сразу сориентировался в обстановке и сказал, что, во-первых, мы не знали, что это территория тюрьмы, а во-вторых – произвели вынужденную посадку: забарахлил двигатель. А теперь неисправности устранены, и мы можем дальше лететь по своему плану. Кстати, спасибо вам – ваши сторожа угостили нас арбузами, очень вкусными и ароматными.

Начальство тюрьмы удовлетворилось нашим объяснением причины посадки на бахче, и нас благополучно отпустили. Прилетев в Тихорецк, мы больше не распространялись никому о допущенной нами оплошности (а охранники успели загрузить в грузовую кабину десяток больших арбузов).

Можно было бы и забыть об этом позорном для нас эпизоде, но увы и ах…

Прилетаю на дозаправку топливом на аэродром Краснодар, там базировался второй экипаж из нашей эскадрильи (тоже по уборке урожая) капитана Богатырева. И вот мы случайно с ним пересеклись на КП аэродрома.

Валерий Леонтьевич (а он мой командир звена) взял меня за локоток, отвел в сторонку и задает вопрос: «Витя, а что это ты по тюрьмам летаешь? А?».

Я, конечно, делаю невинное лицо: «А с чего это вы сделали такие выводы, на каком таком основании?!».

«Витя, не надо ля-ля мне делать и изображать! Меня здесь в Краснодаре за грудки взяли «особисты» и выпытывали, что я делал в тюрьме и почему там произвел посадку?! Витя, а я там не был, но раз они это говорят, значит, скорее всего, это был ты! Я, конечно, им ничего про тебя не сказал, но ты-то теперь мне честно все скажи!».

Пришлось мне своему непосредственному командиру во всем признаться и покаяться, ведь, как общеизвестно: повинную голову меч не сечет!

Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 3. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова. Рисунки Владимира Романова.

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Добровольная посадка в тюрьму.