«Подают куря, чтобы покойник за собой из дома живность не увёл» — что означали эти слова у наших предков — читайте далее

"Коптение подается, чтобы умерший не выносил живность из дома" - что значили эти слова для наших предков - читайте далее.

В нашей жизни много курицы. Настолько, что мы его больше не замечаем. Яичница на завтрак, бульон на обед, фрикадельки на ужин. А сказок, поговорок, картинок бесчисленное множество. Кто из нас не знает Рябу Курочку? Домик на курьих ножках? Кто не слышал в детстве: «Ты пишешь, как курица лапой»! В каждой деревне слышны крики петухов и кудахтанье. И как дикая курица вдруг оказалась в курятнике? Почему это было так важно для людей с древних времен?

Сразу скажем, что мы не стремимся рассказать точную историю и проследить гонки, поправить пенсне, вникнуть в философию того, что было раньше, курица или яйцо. Интересно узнать, как наши предки относились к птице, какие поверья и обычаи с ней связаны. Для кого-то обряды имеют оттенок мракобесия, а для кого-то они часть жизни людей, живших на нашей земле тысячи лет назад.

Следы куриных лап

Некоторые историки утверждают, что куры попали сюда из Азии, где их одомашнили 10 тысяч лет назад. Возможно, из иранской провинции Гилян (гиланская порода вроде бы была утеряна в XIX веке, но случайно обнаружена в Дагестане, где есть люди, занимающиеся восстановлением птичьего населения). Но есть группа исследователей, считающих, что квоты появились в Европе 7 тысяч лет назад — первыми их одомашнили римляне. Анализировать куриные следы непросто. Кости плохо сохраняются для исследования ДНК, туши варят и жарят.

А есть недавние лабораторные исследования, показавшие, что куры не такие уж и старые, останки датируются 2-3 тысячами лет. Последние ошибаются. Проверяли, видимо, диких кур. Почему-то есть сведения, что куры жили во дворах славян в начале нашего времени.

И ученые сходятся во мнении, что куры появились там, где люди выращивали зерновые: рис, просо и т д. Они селились поблизости, постепенно привыкали к людям, а те их отлавливали и «вовлекали» в хозяйство. Похоже, куры появились в нашей стране примерно в то же время, что и в Европе. Известно, что в середине IX века их мясо стало известным продуктом на Руси.

Доцент СПбГУ Светлана Галкина рассказала, что останки кур были найдены в Рюриковом городище и на территории Старой Ладоги. То есть древние русские знали вкус курицы. А под Псковом были найдены останки птиц китайских пород. Исследователи объяснили это торговыми отношениями с Китаем.

Зачем улетать?

А Ряба был меньше, тоньше, и лапки у них были не желтые, а белые. Говорят, они могли летать. Это было необходимо, чтобы выжить в мире хищников. Но опасности исчезли, курица обрела защищенный дом и пищу.

Фермеры стремились получить неприхотливую и выносливую птицу. Тот же русский хохлатка хорошо справляется с холодами и не привередлив в еде.

Будь, как курица

Куры давали людям мясо, яйца и перья, птица стала символом плодородия. И она стала появляться в искусстве (на посуде, в игрушках и так далее) и даже на деньгах. Дмитрий Донской в ​​1380 году чеканил серебряные монеты с изображением петуха. В некоторых славянских обрядах имитировали голос курицы, чтобы она снесла побольше яиц.

После Варвары и перед Крещением крестьянки выбирали местечко возле печи, выстилали его соломой, садились с растрепанными волосами (космоногие куры приносили больше яиц) и кудахтали. После солому вернули в курятник. Это было весело и считалось эффективным. В Брянске посмеивались в канун Рождества. Бабы постарше поставили на стол горшок с кутьей, а лавки застелили соломой — сели и посмеивались. Считалось, что это поможет птице вывести больше птенцов.

Как не пустить Василиска в мир

Православные знают, что 15 января – день памяти преподобного Серафима Саровского. Он был целителем, по преданию, к нему обращался и Александр I.

Обратите внимание: Секреты хранения тыквы. Читайте ниже.

Но когда-то крестьяне праздновали в этот день Куриный праздник и боялись змея-василиска. Люди верили, что сегодня он вылупится из яйца, снесенного. черным петухом 7 лет. Этого нельзя было допустить, и крестьяне повесили в углу курятника черный камень с дыркой посередине. Амулет называли «куриным богом». А если в ночь на 15 января снятся цыплята, никому нельзя об этом говорить. Птицы снятся к богатству, а если открыть рот вместо достатка, на семью обрушатся беды. И они не рискнули есть курицу в тот день. Верили, что удача улетит из дома.

15 января – День Святого Сильвестра. Он считается покровителем домашней птицы, поэтому к празднику тщательно убирали курятник, дезинфицировали дымом от нечистой силы.

«Курьи именины»

Интересно, что 14 ноября по народному календарю славян - осенние Кузьминки. Иначе - "куриные именины" или Козьмодемьян (от имен святых воинов-ун-медиков Космы и Дамиана). Состоятельные крестьяне в этот день дарили друг другу кур, накрывали на стол. И чем богаче меню, тем легче проходит зима. Девочки и мальчики собирались в избушке, звали музыканта, праздновали, играли, искали себе пару и танцевали. Крестьянки приносили мальчику кур с прошениями, а она давала им ленты на головной убор. Курицу-«челобитную» не убивали, ее кормили ячменем, а яйца считали лечебными. Жители Ярославской губернии резали кочета (петуха), а его ноги забрасывали на крышу избы — «чтобы куры нашлись». Во многих деревнях в этот день подавали куриную лапшу и варили «Козьмодемьянское пиво».

Троецыплятница

Это древний обряд, который на Руси совершали женщины только в том случае, если в семье возникали проблемы. Например, преследовали болезни, тяжело шли роды. Троицкую пятницу «отмечали» и зимой, чтобы печали миновали в трудную пору. Участвовали вдовы, акушерки и «однородные» жены (вышедшие замуж только один раз). Если мужчина в этот день не выходил из дома, ему повязывали на голову платок, как женщине, и закрывали глаза тканью. Участники приготовили особый ужин – курицу в горшочке. Они выбрали птицу, которая трижды приносила птенцов. Считалось, что она не передаст здоровое потомство.

Окна были завешены, двери закрыты, и ели молча, не разговаривая и не смеясь. Горшок с едой передавали по кругу и ели руками. Все останки, кости, внутренности и перья были собраны в один горшок. Важно было не повредить кости. Все это уносили к реке или в лес, молились и хоронили. Церемонию совершали только жители Вятки. В других местах на Руси о нем не знали. Происхождение традиции остается загадкой, но историки считают, что это было языческое жертвоприношение богине.

Молодоженов на свадьбе угощали курником, пирогом с яйцами и куриным мясом – чтобы в семье родились дети. У восточных славян курицу брали с собой в погребальном обряде. Когда покойника выносили из хижины, его родственник живым шагом подводил через гроб к старухе, и она молилась за усопшего. Они сказали:

«Подается во время курения, чтобы умерший не выносил с собой живых существ из дома».

Традиции как перья. Ведь русские подворья держали тысячи упряжек. В 1913 году наша страна экспортировала 3,5 миллиарда яиц и заняла первое место в этой отрасли сельского хозяйства.

А какие поверья, связанные с курицей, известны вам? Поделитесь!

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: «Подают куря, чтобы покойник за собой из дома живность не увёл» — что означали эти слова у наших предков — читайте далее.