Протопи ты мне баньку, хозяюшка

"Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них — свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой…
Алеша стаскал их в баню, аккуратно склал возле каменки, Еще потом будет момент — разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке. Он вообще очень любил огонь...
Алеша присел на корточки перед каменкой и неотрывно смотрел, как огонь, сперва маленький, робкий, трепетный, все становится больше, все надежней. Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!» " -

Василий Шукшин. "Алеша Бесконвойный".

Герой рассказа Шукшина ходил в баню каждую субботу. И никакие угрозы да уговоры его не могли вразумить.

"Пробовали, конечно, повлиять на него, и не раз, но все без толку."

А почему именно в субботу. - Да потому что так было принято издавна у православных. Но, конечно, не только по субботам народ ходил в баню.

Завтра - Иванов день (Иван Купала). А сегодня - баня.

Раньше в старину народ готовил веники в этот день. Не только из березовых веток, но и из рябины, черемухи, ... трав. Напарившись бросали веники в реку. Или бросали через голову, над крышей бани.

Банька по-черному

Баня раньше была по-черному. Вокруг очага клали камни. Дым выходил через дверь и маленькое окошко.

"Из двери ровно и сильно, похоже, как река заворачивает, валил, плавно загибаясь кверху, дым. Это первая пора, потом, когда в каменке накопится больше жару, дыму станет меньше. Важно вовремя еще подкинуть: чтоб и не на угли уже, но и не набить тесно — огню нужен простор. Надо, чтоб горело вольно, обильно, во всех углах сразу. Алеша подлез под поток дыма к каменке, сел на пол и несколько времени сидел, глядя в горячий огонь. Пол уже маленько нагрелся, парит; лицо и коленки достает жаром, надо прикрываться. Да и сидеть тут сейчас нежелательно: можно словить незаметно угару. Алеша умело пошевелил головешки и вылез из бани. "

Такие бани по-черному обычно ставили возле реки. И от домов дальше (по требованиям пожарной безопасности) и к реке ближе. - Потом сразу можно и сполоснуться в реке. И женщинам удобнее полоскать там белье. Так было и в селах-деревнях. И даже в городах. Возле реки - целая банная улица.

В фильме "Калина красная" показаны такая улица. Девки выглядывают из окошек бань...

Если река была далеко, ставили бани рядом с колодцами. Или у родника. Ниже ставили корыто, через которое текла вода. Женщины там полоскали белье.

Без бани - не жизнь. В бане человек рождался. В бане смывал с себя грязь и грехи - лечился и очищался. В бане человека отмывали после смерти...

Раньше охотники ставили на своих лесных угодиях именно баньку по-черному. Позже уже стали появились и избушку с печью с трубой. Но первым делом опять же ставили баньку. А потом уже рядом - избушку.

Обратите внимание: "Истопи ты мне баньку, хозяюшка!" или Русская баня.

Приезжий писатель в позапрошлом веке спрашивал у охотников - откуда в вас столько здоровья, столько сил? - Банька. Баня дает и здоровье, и силу. Без нее никак.

"- А вот это уже другой разговор! А то - диплом ему покажи..."

Баня - как религия

Баня - первое средство и в жару, и в стужу. После любой работы. Усталый, без сил, весь в пыли, грязный да искусанный комарами-слепнями идешь в баню... Подашь пару. И ложишься на полку. Укусы комаров, мошкары да слепней на теле начинают "повизгивать". Пот соленый скопившийся на коже за день начинает жечь. Но ты терпишь... Еще парку. Сполоснешь пот и грязь. И начинаешь веником поддавать жар к телу. Затем - касаясь только кончиком веника начинаешь понемногу обжигать кожу. И только после, поддав пару, начинаешь хлестать веником себя не жалея. Доставая до мяса - одубевшие от усталости мускулы смягчаются, расслабляются.

Потом - выйдешь предбанник. Неважно - лето или зима сорокоградусная. Выдохнул и - опять в жар, опять за веник. По новому кругу.

Герой рассказа Шукшина, использовал именно такую же технологию:

"Он вынул распаренный душистый веник из таза, сполоснул тот таз, навел в нем воды попрохладней… Дальше зачерпнул ковш горячей воды из котла и кинул на каменку — первый, пробный. Каменка ахнула и пошла шипеть и клубиться. Жар вцепился в уши, полез в горло… Алеша присел, переждал первый натиск и потом только взобрался на полок. Чтобы доски полка не поджигали бока и спину, окатил их водой из тазика. И зашуршал веничком по телу.
Вся-то ошибка людей, что они сразу начинают что есть силы охаживать себя веником. Надо — сперва почесать себя — походить веником вдоль спины, по бокам, по рукам, по ногам… Чтобы он шепотком, шепотком, шепотком пока. Алеша искусно это делал: он мелко тряс веник возле тела, и листочки его, точно маленькие горячие ладошки, касались кожи, раззадоривали, вызывали неистовое желание сразу исхлестаться. Но Алеша не допускал этого, нет. Он ополоснулся, полежал… Кинул на каменку еще полковша, подержал веник под каменкой, над паром, и поприкладывал его к бокам, под коленки, к пояснице… Спустился с полка, приоткрыл дверь и присел на скамеечку покурить. Сейчас даже малые остатки угарного газа, если они есть, уйдут с первым сырым паром. Каменка обсохнет, камни снова накалятся, и тогда можно будет париться без опаски и вволю.
Так-то, милые люди." -

Василий Шукшин. "Алеша Бесконвойный".

А после бани - ты как будто заново рожденный. Идешь из бани - кожа, как у новорожденного, тело забыло усталость. И... морда - красная.

Владимир Высоцкий. Банька по-белому. Из пластинки «La corde raide» («Натянутый канат»). Франция. 1977 год.

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодный — и все позади.
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому -
Я от белого свету отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

#_все статьи ас_видео-fx

#василий шукшин #Баня

Больше здесь: Дача.

Источник статьи: Протопи ты мне баньку, хозяюшка.